[Главная]
4 класс. Тема:
Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
Цели: систематизировать и обобщить представления
учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома,
географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей,
умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, её богатствам.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Слайд 1.
- Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли уже распределены.
Познакомьтесь, вот они.
Дети разделены на 4 группы: астрономы, историки,
географы, экологи
- Перед нами стоит важный вопрос. Каждая группа должна рассказать, что
такое окружающий мир со своей точки зрения. Но сначала разминка.
2.Тест «Земля и человечество»
- Мы закончили изучать раздел «Земля и человечество».
Слайд 2.
- Предлагаю вам выполнить тест.
Каждой команде (каждому ученику) раздаются карточки с заданиями, пустые
карточки для записи правильных ответов (один на группу, совещаются и записывают
ответ).
Задания для теста прилагаются (97
Кб).
Проверка по слайду.
- Молодцы!
- Ещё на уроке нам пригодятся следующие термины.
Слайд 3.
3. Словарный диктант. Вопросы задаёт учитель.
После каждого ответа проверка по слайду (ответы появляются по нажатию кнопки
мыши по одному).
- Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия)
- Наука, изучающая прошлое. (История)
- Хранилище документов. (Архив)
- Специалист, изучающий астрономию. (Астроном)
- Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
(Археология)
- Запись событий год за годом.(Летопись)
- Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.(Археолог)
- Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета…-всё это…(Исторические
источники)
- Хорошо! Все эти знания пригодятся вам для
последующей работы.
Физ. минутка.
4. Основной этап.
Кроссворд.
- Вот и подошло время дать ответ на важный
вопрос «Что такое окружающий мир?» Слайд 4 (только заголовок). Каждая группа
даст ответ со своей точки зрения. Для этого вы разгадаете кроссворд и найдёте
ключевое слово.
Кроссворды для каждой группы прилагаются: экологам - 29,5
Кб; астрономам - 103,5
Кб; географам - 102
Кб; историкам - 109,5
Кб.
Ключевые слова найдены. Проверка по слайду (появляются слова: ВСЕЛЕННАЯ,
ПЛАНЕТА, ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ).
- А теперь вы должны подтвердить и защитить свой ответ.
5. Практическая
работа.
Астрономы
собирают модель Солнечной системы (лист бумаги, изображения планет, Солнце,
клей).
- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.
Географы
собирают карту полушарий (лист бумаги с нарисованными полушариями, контуры
материков, клей).
- Узнайте и подпишите материки и океаны.
Историки
из предложенных предметов выбирают объекты старины.
Экологи
работают с картой мира (карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного
наследия, скотч).
- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.
(Группы работают одновременно)
Проверка.
Каждая группа представляет свою работу и защищает её (отвечает на вопросы).
Вопросы к астрономам:
- Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты)
- Какое у них общее название? (Небесные тела)
Вопросы к географам:
- Что изображает карта?(Материки, океаны, поверхность Земли). Назовите
и покажите их.
Вопросы к историкам:
- Почему вы выбрали эти предметы?
- Как с точки зрения историков называются эти предметы?
Вопросы к экологам:
- Что такое Всемирное наследие?
- Что включает Всемирное наследие?(Природное и культурное)
- Назовите объекты Всемирного наследия.
После каждого названия показ слайдов.
Слайд 5 - Большой каньон
Слайд 6 - водопад Игуасу
Слайд 7 - водопад Виктория
Слайд 8 - Московский Кремль
Слайд 9 - озеро Байкал
- Так что же объединяет все эти достопримечательности?
- Как надо относиться ко всему этому?
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем посёлке достопримечательности,
которые тоже нужно сохранять и беречь?
- Помимо этого, что ещё должны беречь? (Растительный и животный мир)
6. Итог.
- Сделаем вывод: что же такое окружающий
мир?
Слайд 4.
- Что является для человека домом? (Планета
Земля)
- Что важно понять каждому человеку?
7.Рефлексия.
- А сейчас вы оцените свою работу, заполните
табличку и сдадите
мне вместе с тестом . Я проверю и на следующем уроке сообщу оценки.
8.Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел
видеть окружающий нас мир».