[Главная]
Методика подготовки детей к школе
Кончается дошкольное детство вашего ребенка. Вы чаще думаете о том, что пройдет ещё немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию.
«Вся наша жизнь зависит от того, из какой детской мы вышли.»
(Ю.В. Катин-Ярцее)Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе, т.к. первый шаг в мир знаний совпадает с биологически кризисным периодом. Даже если ваш ребёнок абсолютно здоров, адаптирован к детскому саду, физически и интеллектуально развит, первый год школьной жизни требует большого напряжения. Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить читать и считать. Но главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению - интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям, а также очень важно прививать ребёнку такие качества, как ответственность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.
Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трёх случаях:
1) когда ребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;
2) активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой; (Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!)
3) у тех детей, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и (будущие успехи ребёнка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе.Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе всё, не забывая вселять в ребёнка чувство уверенности: У тебя обязательно получиться! Да и мы рядом, поможем!. Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т.д.), уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению.
Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявлять личную инициативу. Важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность - это полить цветок, убрать игрушку, помыть посуду, вынести мусор и т.д., а завтра - это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, прочитать и т.д.
Взрослые должны знать, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребёнком задачи, решение которых требует от него волевых усилий. Не допускайте, чтобы, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребёнок должен про3чно усвоить, что любое дело следует доводить до конца. Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Учёба в школе - это ответственность перед семьёй, самим собой. Для развития этого качества следует разъяснять детям, зачем необходимо учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.
Необходимо воспитывать глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление к знаниям, справиться с трудным примером. В эти моменты взрослым следует находиться рядом - ободрить, поддержать, помочь. Очень важно, чтобы у ребёнка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Ребёнок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т.д.. Учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими.
Воспитание правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером. Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психологические познавательные процессы: -восприятие (цвета, величины, звуков и т.д.); -внимания (непроизвольное, когда ребенку интересно, и произвольное- когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать); -память; -мышление; -запас собственно знаний; И ещё, что входит в понятие готовности к школьному обучению: -Это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д..
Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Ребенок должен «видеть строку», рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок. Готовить ребенка к школе нельзя насильно, надо учитывать его желание. Особое внимание надо обратить на развитие кисти ребенка. Этому способствуют занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок. Конечно, занимаясь всем этим, ребенок не научится писать. Но рука у него разовьется, станет умело справляться с карандашом, фломастером.
Необходимо помнить, что ребенка надо хвалить даже за небольшие успехи. Одним из видов письма является штриховка. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых линий, наклонных, волнистых. Пробуют выполнять безотрывное соединение крючков, петелек, овалов. Во время письма необходимо обращать внимание на правильную посадку. Письменные буквы в тетради писать не надо! Если вы уже начали работу в тетрадях, то достаточно познакомить только с элементами букв.
Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо научить детей говорить осмысленно, прививать любовь к чтению книг. Для этого нужно наличие библиотеки или просто полочки с книгами. Большое значение имеет рассматривание иллюстраций в книге, подмечать интересные детали. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.
Надо приучать детей беречь книгу. Если вы решили научить ребенка читать, то начните с того, что ребенок должен овладеть умением слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит, можно научить делить слова на слоги, учить составлять предложения по картинкам, выделять слова из предложения (какое 1,2...) При обучении чтению на каждый звук отводится не менее трех занятий. Не торопите ребенка, не нагружайте, Вы должны радоваться его маленьким успехам.
Помните, что принудительное обучение бесполезно. У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Перед школой ребенок может и должен осознанно анализировать речь, любить играть в «слова», подбирать и придумывать новые слова, пересказывать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять рассказ по картинкам, читать наизусть стихи. Необходимо постоянно следить за правильностью речи. Ваш ребенок должен слышать только правильную речь. Не допускать «сюсюканья», коверканья слов при общении. Первый год в школе- это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, отсутствие контакта, неумение помочь.
Порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Часто из добрых побуждений родители могут стать виновниками «школьных стрессов». И это происходит от того, что не учитывается сложность и длительность процесса. Итак, что же такое школьная зрелость?
- Ребенок хорошо понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Ребенок может обратиться за помощью и умеет оказать её другим.
- Он обладает активной деятельностью позицией, развитым соображением, проявляет готовность к спонтанным решениям, любопытен, постоянно задает вопросы взрослым.
- Инициативен в общении, игре. Может найти себе дело, включиться в разговор, любознателен.
- Владеет навыками самообслуживания. Может видеть неполадки в быту и природном окружении. Может проявить волевые усилия в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Способен исправить свою ошибку и постараться её не повторять.
- Ребенок знает, как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте, сдержан с незнакомыми людьми.
- Ребенок осознает свое место среди окружающих его людей. Может достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.Единого рецепта, как и когда начинать готовить ребенка к школе, нет. Один требует большего общения, второй любит только слушать, третий- только говорить, четвертый- только бегать, а пятого необходимо поминутно учить сидеть и внимательно работать. Но всегда следует помнить о том, что цель должна быть на шажок вперед, должна соответствовать возможностям ребенка и обязательно быть достижимой. Никогда нельзя забывать, что у детей, испытавших неудачу, падает интерес к новому, снижается желание учиться.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться сегодня. Дорогие родители! Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. *Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей. Сопереживайте и радуйтесь вместе с ним, любите его таким, какой он есть. *Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте. *Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах. Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребенку прийти к успеху. Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.
[Главная]