Цели:
1) совершенствовать навык счёта в пределах 10, закреплять
знания состава чисел, закреплять умение решать задачи изученных видов,
учить преобразовывать задачи, использовать математическую терминологию;
2) развивать мышление, память, внимание, речь;
3) воспитывать организованность, интерес к предмету, бережное отношение
к природе, расширять кругозор.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: карточки с цифрами для устного счёта, картинки
с изображением Муравьишки, Лесовичка, Паука, карточки с примерами, цифры,
схемы к задачам, карточки для устного счёта (у каждого ученика).
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят
Тут затеи и задачи, игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!
Сегодня на уроке у нас очень много гостей. Они хотят посмотреть
чему вы научились. Но к нам на урок ещё пришёл кто-то. Догадайтесь.
На поляне, возле ёлок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Что же это за жильцы? (правильно - Муравьи)
(картинка - Муравьишка с шарами, а на них написано, чему будем учить его).
Вот сегодня на урок и пришёл Муравьишка Вопросик. Вы же знаете, что он
очень любознательный, хочет всему научиться. Сегодня он решил учиться вместе
с вами математике. Но не в классе, а пригласить вас в лес, где много интересного
и полезного. Вы согласны?
Прежде чем отправиться в путь проведём разминку.
2. Устный счёт
б) работа с классом.
- счёт через 1 число, через 2, через 3 (до 20)
- ряд чисел 13 5 6
что общего?
лишнее? почему? (отложить в сторону)
продолжить ряд. Какие это числа? Кто может дальше продолжить? Дополнить
каждое число до 10,
расскажите всё, что знаете о числе 6.
- проверяем домик, который заполняет 1 ученик.
- проверяем примеры (2 ученик решал)
- чем похожи примеры? (везде ответ 6)
- как число 6 связано с Муравьишкой?
- к какой группе животных относится (насекомые).
Молодцы! Теперь в путь. Самый короткий маршрут нам укажет числовая
дорожка, которую предлагает Муравьишка. Дорожка у каждого на столе.
в) математический диктант.
- первое слагаемое 6 - второе 4
- 6 увеличить на 2
- 7 уменьшить на 1
- из какого числа вычесть 2, чтобы получить 2
- сколько прибавить к 8, чтобы получить 10
- сколько вычесть из 5, чтобы получить 5.
Проверка - у Муравья на сапожках соответствующего цвета (как и на
цепочке) написаны ответы.
На доске получилась запись
1 3 5 7 9
10 8 6 4 2 чем отличаются эти ряды чисел.
Научили Муравьишку считать. Переворачиваем 1 шарик с надписью
(считать).
3. Работа над пройденным материалом.
Физ. минутка.
Подошли к лесу. В лесу растут самые разнообразные деревья.
Хотите узнать, какое дерево является лучшим пылесосом? Если выполните следующее
задание, научите Муравьишку решать примеры, он вам расскажет,
а) решить цепочку примеров. Ответ показать цифрой.
Что заметили? (примеры круговые). Дополните своим примером,
чтобы круг замкнулся. Разделите на 2 группы.
Научили Муравьишку решать примеры. Открываем 2 шарик.
Найдите лишний пример? Почему?
7 + 1 = 8. прочитайте по-разному. Составьте различные задачи по этому решению.
Назовите ответ в этих задачах. Посмотрите в таблицу и узнаете, какое дерево
является лучшим пылесосом.
берёза - 6 (картинка тополя или из гербария)
тополь - 8
сосна - 4
б) решение задач.
Отгадайте загадку: На тополиную ветку
Кто сумел повесить сетку? (паук) (рассказ Муравьишки про паука)
Можно ли паука назвать насекомым? Почему?
У Муравья 6 ног. У паука - 8. это задача? Почему? Поставьте вопрос так,
чтобы он начинался со слов на сколько... (на сколько ног у Муравья меньше,
чем у паука)
- повторяем задачу.
- что нам известно М - 6 ног
П - 8 ног. На сколько меньше?
- что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (из 8 вычесть 6).
Почему? (чтобы узнать на сколько 1 число меньше другого, надо из большего
вычесть меньшее).
Выложить решение на столах. Один - у доски.
- На сколько же у Муравья ног меньше, чем у паука?
- А на сколько у паука больше, чем у Муравья.
А дальше на нашем пути озеро. Но что это? В озере мусор. Давайте очистим
его от мусора.
Решим примеры (карточкой ответ). "Мусор" вытащили
и на доске
4 - 2 = 2
4 + 2 = 6
6 - 4 = 2
6 + 4 = 10
К каждому решению составляем задачу.
Теперь послушаем задачу. У озера росли 4 ракиты, а берёз на 2 больше.
Сколько росло берёз?
- пересказ задачи (2 ученика). О чём говорится в задаче?
- что известно в задаче? (краткая запись)
- что сказано о берёзах?
- что значит на 2 больше? (столько же да ещё 2)
- как решаем такую задачу. Выберите правильное решение.
- сколько же росло берёз? (6)
Измените условие так, чтобы решение было 4 - 2 = 2. Рассказывают задачу.
Почему будем так решать? Что значит на 2 меньше?
Сколько росло ракит? (4) А сколько берёз - мы узнали (6).
Что же узнаем, если из 6 - 4.
Что узнаем, если к 6 + 4 (научили решать задачи, переворачиваем шарик)
Пришли на полянку. Отдохнём.
Физ. минутка,
в) самостоятельная работа.
Кто это поджидает нас. Лесовичок - хозяин леса. Он предлагает вам задание
для самостоятельной работы, (дифференцированное задание). Открывают учебник.
Несколько человек решают задачу стр.21 №5 - решение выкладывают на партах.
Потом решают примеры со всеми вместе. Остальные примеры №13 (3 столбика)
стр.23, в тетрадях стр.9 №2. (задачу проверяет учитель у каждого).
Проверка: - назовите примеры, в ответе которых получилось 10, 9, 8, 7.
Молодцы!
г) геометрический материал.
Чтобы выйти из леса, вы должны перейти ров.
- выложить из палочек
- какие фигуры видите?
- сколько их?
- переложите 2 палочки, чтобы стало 4 треугольника
- какая ещё фигура получилась?
4. Итог.
- чему учили Муравьишку? (на шарах)
- что нового рассказал Муравьишка вам?
- какое доброе, полезное дело сделали в лесу?
- что больше всего понравилось?
- какие задания показались трудными?
Лесовичку очень понравилось как вы вели себя в лесу, как работали хорошо
на уроке. Он дарит вам свой портрет. Только он не цветной. Вы его раскрасите
сами. Для этого решите примеры. Заодно и повторите таблицу сложения.